Спальный район – прекрасное место для «квартирных бомбил». Днем, когда взрослые работают, а дети в садике или школе, годами нажитое имущество остается совершенно беззащитным перед домушником, типаж которого менялся от эпохи к эпохе.
Типичный квартирный вор сегодня – мужчина от 20 до 40 лет, почти всегда употребляющий наркотики и вынужденный тратить огромные деньги на новую дозу.
В офисе, мелкой фирме или на рабочей профессии зарплаты невелики (да и работник из наркомана так себе), карманные кражи требуют ловкости, опыта и стальных нервов, угнать автомобиль, стоящий на стоянке, тоже проблематично (угнать – угнал, но надо еще ухитриться не попасться). Вот и остается только один путь – проникнуть в чужую квартиру, пока хозяев нет дома.
Разумеется, первое время страшно – всюду мерещатся бдительные и внимательные соседи, готовые в любой момент вызвать полицию, которая примчится и утащит незадачливого вора, пиная ногами по дороге… Поэтому начинающие домушники, как правило, начинают с межквартирных перегородок.
Взломал дверь, схватил с полок все, что под руку попадется и как можно скорее скрылся. Добыча «перегородочника» чаще всего скудная – одежда, обувь, домашние заготовки. Но каждая удачная попытка прибавляет ему уверенности в своих силах и собственной безнаказанности. Поборол страх перед законом и людьми.. потом еще раз…Постепенно привыкнув к мелким кражам, можно перейти на более крупные – покуситься на чужое жилье.
Квартиры с достатком обычно обворовывают по наводке. Это очень удобно – за раз можно унести больше ценностей. Но есть и минусы – сложный поиск наводчика, да к тому же через этого наводчика после кражи полиция может выйти на вора. Дополнительные сложности могут создать хорошо бронированные двери, собака и добротная сигнализация.
Гораздо проще и результативнее для среднестатистического вора найти подходящую квартиру методом прозвона: зайти в первый попавшийся подъезд, подняться на любой этаж и методично обзванивать все квартиры этого этажа. Отзовется кто – всегда можно задать первый пришедший в голову глупый вопрос, например, «Марь Ивановна здесь живет?», или «У вас занимаются репетиторством по математике?» или что-то подобное. Услышав отрицательный ответ, перейти на другой этаж или вообще в другой подъезд. Если же ответа нет, можно более тщательно заняться дверью.
Современные воры не утруждают себя выбором способов попасть в квартиру. Обыкновенные двери городской квартиры «сдаются» после двух-трех ударов ногой в область нижнего замка (в этом случае деформируется часть «утки» и ригель). Недостаток такого метода только один – много шума, который могут услышать соседи и позвонить в полицию.
Но, к сожалению, современный человек больше озабочен своими проблемами и, как правило, трусоват.
Поэтому людям проще сделать вид, будто они ничего не услышали, а, если все-таки наряд полиции и был вызван, то приедет он, при удачном стечении обстоятельств, через 15 – 20 минут. Этого времени для обладающего навыками вора-домушника достаточно, чтобы вынести более-менее ценные вещи и скрыться с места преступления.
И все-таки любой шум доставляет вору неудобство. Если он хочет бесшумно проникнуть в жилье, то просто выдавит дверь. Если в краже участвуют два вора, то они встают вплотную друг к другу, при этом один упирается ногой в дверь, а другой в стену напротив. Немного усилий, и дверь вылетает с петель. Вору-одиночке приходится использовать фомку – небольшой лом с изогнутым концом, которой упирается в район ригеля и отжимает дверь.
«Форточники» попадают в квартиры через окно. Бывалому человеку не трудно залезть в открытую форточку нижнего этажа или спуститься с крыши с помощью веревки, если окно находится на верхних этажах. В основном выбирают те квартиры, в окнах которых вечером не зажжен свет. В дневное время можно кинуть какой-либо небольшой предмет в окно и посмотреть, выглянут ли на звук хозяева.
Большей части (примерно 99 процентов) всех квартирных краж можно избежать, поставив решетки на окна, металлические двери и установив охранную сигнализацию. Оставшийся процент, приходится на долю воров – профессионалов своего дела. С бронированной дверью они справляются с помощью резаков, решетки спиливают или выдергивают, привязав их тросом к машине. Сигнализацию же либо отключают, либо игнорируют, умудряясь унести все ценные вещи за то время, пока сигнал поступит на пульт охраны и прибудет группа захвата.
Несмотря на это, превалирующее большинство граждан имеет возможность защитить квартиру от нежелательных гостей. Проблема в том, что одни полагаются на знаменитый русский «авось», у других нет средств на металлические двери и оконные решетки (не говоря уже о подключении качественной сигнализации). И по возвращении домой их может ждать неприятный сюрприз.
Что обычно крадут? Все. Чаще – ценные и некрупные вещи: деньги, золото, мелкую бытовую технику и электроаппаратуру, одежду, обувь, хрусталь, антиквариат. Не помогают даже тайники, в которых хозяева пытаются спрятать наиболее ценные вещи и которые известны любому опытному домушнику. Золото обычно убирают в белье на полках платяных шкафов и в комодах, емкостях с крупами и специями, кухонной вентиляции, сливном бачке…Ну а деньги чаще всего хранят в книгах, приклеивают конверты скотчем к креслу снизу, к нижней и боковой (обращенной к стене) сторонам ванны, прикалывают к шторам или по-старинке прячут под постельное белье.
Проникнув в квартиру, вор в первую очередь проверит именно эти места. И, как правило, что-нибудь да найдет. Хозяевам же остается потом только удивляться: «Никто, кроме своих не знал про тайное место…Неужели кто-то из них украл?!.». А всего-то нужно было лучше заботиться о сохранности ценных вещей и денежных средств. Хотя «своих» тоже не следует исключать. Известно много случаев, когда вором оказывался кто-то из близких родственников или лучших друзей.
Типичный вор крайне редко берет для перевозки украденного машину. Она – лишний признак, позволяющий быстрее его обнаружить. Чаще всего ценности сложены в обычную сумку, с которой можно незамеченным выйти из подъезда, дойти до рядом расположенной остановки и сесть на общественный транспорт. Все – он в относительной безопасности.
Сбыт краденного также не представляет труда – достаточно прийти на рынок, пройти по рядам и пообщаться с бабульками-скупщицами. С большой охотой они приобретут по незначительной цене добротные и качественные вещи, которые потом перепродадут с небольшой наценкой.
Неопытные или «ленивые» воры продают награбленное там же, где живут и «работают». Но они сильно рискуют, потому что местные оперативники, имеющие список украденных вещей, могут заметить и задержать для проверки. Встречаются и те, которые умудряются сбывать краденное собственным соседям. Были случаи, когда при изъятии ворованного оно обнаруживалось у большей части подъезда.
Опытный, предприимчивый и осторожный вор никогда в своем районе, где его хорошо знают оперативники, краденное не сбывает.
Зачастую он предпочтет поехать в другой район или вообще на другой конец города, где поймать его на сбыте весьма проблематично. Общегородских данных по украденному нет, и РОВД соседних районов зачастую не знают, что украдено в подотчетном районе. Исключение – крупные и значительные кражи.