Одним из немецких производителей, представленных на рынке России, является концерн DOM, производящий, в частности, цилиндровые механизмы секретности.
Как и любой другой производитель, концерн DOM выпускает достаточно большой спектр разнообразных средств обеспечения нашей безопасности.
В этой статье представлен цилиндр модели Saturn стандарта DIN, имеющий функцию перекодировки.
Фирма, предоставившая цилиндр для изучения - ЗАО "Пластика".
Упаковка цилиндра приятно удивляет своим исполнением.
На обратной стороне упаковочного пенала перечислены технические преимущества цилиндра, которые будут рассмотрены ниже.
Открыв пенал, мы видим комплектность изделия: сам цилиндр, пять ключей из первого комплекта, крепёжный винт и индивидуальная карточка, без которой изготовить дубликат ключа невозможно.
К слову о дубликате ключа…
Изготовить копию ключа к данному механизму возможно только в Германии через официальных дилеров, предъявив оригинальный ключ и карточку. Изготовление ключа «по слепку» или копированием исключено - в свободном обращении заготовок нет.
Второй комплект ключей, используемый после перекодировки ЦМС можно обнаружить, под бархатной оболочкой пенала.
Рассмотрим ключ более подробно.
Ключ изготовлен из никель - серебристого сплава. Такое покрытие обеспечивает высокую износостойкость поверхности ключа. На главной рабочей грани ключа видны два ряда параллельных выемок, это нарезаны секреты ключа. По ним можно определить, что цилиндр имеет два ряда элементов секретности.
На носике ключа виден установленный под углом в 45 градусов и свободновращающийся на оси диск. Его участие в обеспечении общей секретности ЦМС, будет рассмотрено ниже.
Кроме этого, на торцевых гранях ключа также присутствует нарезка секретов:
Торец носика ключа имеет весьма необычную форму, отличную от типовой в форме наклонной плоскости.
Именно носик ключа в первую очередь входит в контакт с кодовыми элементами механизма секретности, толкая кодовые штифты в каналы. Можно предположить, что такая форма носика связана с необычной формой самих кодовых элементов. Но обо всём по порядку…
Рассмотрим сам цилиндр:
Корпус цилиндра стальной, состоит из нескольких модулей.
Наружная и внутренняя части корпуса ЦМС соединяются специальной вставкой, изготовленной из легированного термоупроченного сплава. Эта вставка не только надёжно соединяет корпуса ЦМС, но и выполняет защитную функцию, защищая цилиндр от взлома разрывом корпуса по отверстию крепёжного винта или методом сверления.
В торцах защитной вставки видны углубления, в которые вложены свободно вращающиеся стержни высокой твёрдости, для защиты от сверления самой вставки.
В корпусе наружной (уличной) стороны запрессованы ещё два калёных стержня, предотвращающие взлом ЦМС методом сверления.
Теперь разберём цилиндр на составные части.
Здесь всё понятно: соединительная вставка, две части корпуса цилиндра, удлинитель, и детали механизма привода кулачком.
На этой фотографии слева направо: приводной кулачок, подвижная муфта, и три детали модуля-удлинителя:
Не будем подробно рассматривать назначение этих деталей, так как их использование весьма «классическое» - носик ключа, при установке его в сердечник, нажимает на подвижную муфту и включает привод поворота кулачка.
Перейдём к рассмотрению наружной части цилиндра, где располагаются все детали основной, секретной части механизма.
В сквозном ключевом канале сердечника, мы видим два ряда секретных элементов.
Полукруглый паз в верхней части скважины, по центру замочной скважины, предназначен для направления движения вращающегося диска на носике ключа.
В нижнее части цилиндра мы видим, что каналы кодовых элементов закрыты медной пластиной, которая зачеканена от выпадения. Пластина сделана для удобства сборки цилиндра и удерживает штифты механизма, нагруженные усилиями пружинок.
Снимем стопорное кольцо и вынимаем сердечник из корпуса ЦМС.
Так выглядит корпус.
Видим два ряда каналов штифтов необычной, «каплевидной» формы, расположенных в шахматном порядке.
Под медной пластинкой скрывался ещё один штифт, препятствующий сверлению в корпус цилиндра:
Обратите внимание, что защитные стержни против высверливания присутствуют и в теле самого сердечника.
На этой фотографии видно, что они размещены во фланце торца сердечника, точно напротив кодовых штифтов. Это говорит о том, что немцы чётко знают зоны атаки преступников при взломе цилиндровых механизмов.
В теле сердечника мы видим десять активных кодовых штифтов.
По горизонтальной оси сердечника расположены семь отверстий, в которых установлены пассивные элементы (сопрягающиеся с нарезкой секретов боковой грани ключа).
Ключевой канал с противоположной стороны сердечника ключа закрыт пластиковой заглушкой. Заглушка необходима для того, чтобы при повороте сердечника стопорные штифты не захватывались кромками ключевого канала, а плавно, без рывков и зацепов проходили эту зону.
Обратите внимание на то, что защитные спецстержни против высверливания впрессованны и с этой стороны сердечника, но уже в горизонтальном положении.
Вот уж точно, защиты много не бывает!
Как уже было замечено ранее, боковая грань ключа имеет нарезку секретов, в данном примере, состоящую из трёх выемок. Совершенно очевидно, что используется эта грань ключа для организации мастер-системы управления цилиндром, а пассивные кодовые элементы в данном случае используются для контроля ключа.
Но рассмотрим последние:
Пассивные кодовые элементы используются трёх форм.
Цилиндрические, заканчивающиеся конусом – те элементы, которые непосредственно проверяют ключ, другими словами контролируют наличие нарезки в нужном месте на его боковой грани.
Элементы в виде «пробки» и шарика - не выполняют роли контроля ключа. Их цель, не только заполнить пустые отверстия под пассивные элементы, но и защитить механизм от сверления в перемычку сердечника, с последующим расколом на две части. Здесь возникает вопрос: почему нельзя было «нерабочие» пассивные элементы использовать одной и той же формы, скажем, шары? Дело в том, что материал, из которого выполнены «пробки» и шары разный, а значит, при фрезеровке в эту линию фреза или сверло будет натыкаться на элементы разной жёсткости, что будет существенно затруднять его работу.
Теперь рассмотрим те элементы, которые обеспечивают секретность механизма.
Как уже было сказано ранее – их десять пар.
Заявленная секретность заводом изготовителем - 15 миллиардов возможных комбинаций ключей.
В соответствии с нормами EN 1303:2005 цилиндр отвечает шестому, высшему уровню секретности и второй степени взломостойкости.
Исходя из того, что каналы кодовых штифтов располагаются со смещением от оси вращения сердечника, потребовалось изменение формы головок кодовых и стопорных штифтов в месте сопряжения с линией разъема сердечника и корпуса ЦМС. Площадки получили характерный наклонный, сферический скос, чтобы грани головок штифтов не препятствовали вращению сердечника.
Обратите внимание на то, что все кодовые штифты и четыре первых стопорных изготовлены из термоупроченной стали. Этот факт подчеркивает, что производитель очень основательно отнесся к защите цилиндра от высверливания и фрезерования корпуса замка и его сердечника.
Считаю, что наибольшее восхищение в данном цилиндре и немецких технологиях в целом, вызывает форма штифтов. Предлагаю рассмотреть их поближе и начать со стопорных штифтов:
В данном цилиндре удалось найти три различных вида стопорных штифтов.
Вы видите, что каждый такой штифт имеет во-первых, не цилиндрическую, а каплевидную, вытянутую форму, во-вторых, на каждом штифте сделана проточка затрудняющая вскрытие ЦМС отмычками.
Площадь головки крайнего левого штифта заметно меньших размеров, чем у остальных и в цилиндре, такой стопорный штифт один. Он сопрягается с кодовым штифтом, который в свою очередь взаимодействует с подвижным роликом на ключе.
Форма кодовых штифтов механизма ещё более интересной формы, их три основных вида:
Форма тела штифта всё та же - каплевидная. Такая форма препятствует вращению штифтов вокруг своей оси в каналах при их перемещении в ходе установки и вынимания ключа. Сделано это для того, чтобы положение головки кодовых штифтов было неизменным и строго по продольной оси сердечника. Необычная форма штифтов решает и другую задачу: так как каналы штифтов располагаются со смещением от оси вращения сердечника, а поверхности кодовых и стопорных штифтов в местах их соприкосновения имеют характерную форму поверхности (скос), то невозможность их вращения и обеспечивает корректную работу механизма. Поверхность головок штифтов соответствует радиусу наружной окружности сердечника.
Вернёмся к кодовым штифтам.
Как уже было сказано ранее, конусная головка кодового штифта, которая взаимодействует с секретом ключа, срезана по вертикальной плоскости. Такой срез рабочей поверхности штифта затрудняет вскрытие цилиндра с помощью манипуляций отмычками.
Крайний левый штифт на фотографии, самый маленький по высоте, соответствует нулевой высоте секрета ключа. Средний штифт на фотографии имеет другую кодовую высоту и кольцевую проточку, которая образует паз-«антиотмычку». Наибольший интерес вызывает крайний правый на фотографии штифт. Видно, что головка штифта, помимо среза конусной поверхности, ещё имеет и ступеньку. Выполнена она для дополнительной защиты механизма от вскрытия отмычками - во время прощупывания штифтов инструмент злоумышленника будет неминуемо зацепляться за ступеньку штифта в данном месте и затруднять вскрытие механизма.
Теперь осталось лишь подробно разобрать принцип перекодировки данного цилиндра. Она обеспечивается необычной конструкцией кодового штифта, на фотоснимке он справа.
Штифт составной, в его тело впрессован стержень с ослабленной шейкой и радиальной головкой. Эта головка и задаёт кодовый размер высоты штифта первого комплекта. При установке в сердечник ключа из второго комплекта для перекодировки механизма цилиндра, головка стержня выступает за габарит поверхности сердечника на заданную высоту. Поворотом нового ключа, головка стержня обламывается по шейке. Рабочей поверхностью, после удаления обломка, становится торец головки непосредственно самого кодового штифта. Материал и форма просчитана конструкторами очень точно – головка стержня перекодировочного штифа обломится в нужном месте, а обломок будет иметь строго необходимую форму для того, чтобы при повороте сердечника занять специально приготовленное под него место.
На фото хорошо видно это технологическое углубление. Обломок головки стержня будет находится здесь всю оставшуюся жизнь цилиндра, после процедуры перекодировки.
Цилиндровый механизм DOM Saturn - ещё одно подтверждение технологичности и высокого развития культуры производства Германии. Эксклюзивность этого цилиндра в том, что в нем соединены высокие защитные функции по европейским нормативам с возможностью перекодировки.
Европейский центр страховой сертификации оборудования безопасности протестировал данный цилиндр и присвоил ему высокий BZ класс по нормативам VdS.
Выводы: Цилиндр отлично защищён от таких вандальных методов взлома, как высверливание и фрезерование рабочих элементов и тела цилиндра. Оригинальное исполнение и большое количество элементов секретности говорит о высоких защитных функциях от интеллектуальных видов взлома. Принцип перекодировки не новый и проверен временем. Прочность, износостойкость и высокое качество исполнения узлов и элементов механизма подтверждают высокую культуру производства немецкого изделия и не оставляет сомнений в долговечности работы цилиндра.